АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АГРАММАТИЗМ – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.

АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

АЛЕКСИЯ – невозможность процесса чтения.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

АРТИКУЛЯЦИЯ – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

АФОНИЯ – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

БРАДИЛАЛИЯ – патологически замедленный темп речи.

ГАММАЦИЗМ – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ – нарушение в овладении любыми счетными операциями.

ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСФОНИЯ – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, вибрирующим).

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо -ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО – 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

КАППАЦИЗМ – недостаток произношения звуков [К], [Кь].

ЛАМБДАЦИЗМ – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ – одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

ЛОГОПЕДИЯ – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

ЛОГОРИТМИКА – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ – кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами; свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА – изменение высоты голоса, при снижении слуха, что делает речь монотонной.

НАЗАЛИЗАЦИЯ – приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д. и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НВОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ – повторенная за кем-либо речь.

РЕЧЬ – форма общения, опосредованная языком.

РИНОЛАЛИЯ – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

РОТАЦИЗМ – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].

СИГМАТИЗМ – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

СОПРЯЖЁННАЯ РЕЧЬ – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

ТАХИЛАЛИЯ – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).

ТЕМБР – индивидуальная окраска голоса.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ХИТИЗМ – недостаток произношения звука [х].

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – активное устное и письменное высказывание.ЭХОЛАЛИЯ – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.